Педагогическое кредо преподавателя:
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму»,
одна из китайских притч
1. Сидорович Виктор Викентьевич, преподаватель учебных предметов социально-гуманитарного цикла.
2. Преподаватель высшейквалификационной категории, год присвоения категории – 2004.
3. Тема «Эвристическое обучения как средство индивидуализация образования».
4. Форма обобщения опыта: презентация опыта, открытые уроки.
5. Виктор Викентьевич – знающий и любящий свой предмет, преподаватель старается все свои знания по учебным предметам донести до обучающихся.
Педагог эффективно работает над проблемой использования эвристического обучения как средство индивидуализация образования.
Эвристическое обучение для учащегося – непрерывное открытие нового («эвристика» от греческого – отыскиваю, нахожу, открываю). Как оказалось, что новое – это хорошо забытое старое. Прообразом эвристического обучения является метод вопросов и рассуждений Сократа, «сократовские беседы», «сократовская ирония». Известно, что древнегреческий философ приводил своих учеников к истинному суждению через диалог, когда вместе с собеседником спорящий приходил к рождению знаний. Извлечение скрытых в учащемся возможностей может быть не только методом, но и методологией всего образования.
Свою задачу педагог видит в том, чтобы научить учащихся мыслить нестандартно, смотреть на вещи «своими глазами», а не «чужими». Такого может и не произойти, если образовательный процесс свести к сообщению задания, заготовленной информации в виде дат, понятий, таблиц, схем, исторических закономерностей (на примере предметов социально-гуманитарного цикла).
Именно эвристическое обучение является средством индивидуализации образования. Надо научить учащихся ставить вопросы, вести диалог, а преподавателю научиться не бояться таких вопросов, которые не совпадают с его личным мнением. Ведь продуктом эвристического обучения может быть не только готовый продукт (реферат, исследовательская работа, макет и т.п.), но именно приобретённое умение вести диалог.
Задача преподавателя – предоставить ученику собеседника, (в данном случае эту роль выполняет преподаватель), обеспечив включение учащегося в культурную среду. Таким образом, проверке и оценке подлежит развитие личных качеств учащегося, его творческие достижения.
Работая над данной тематикой, преподаватель совместно с учащимися разработал в виде ролевой игры уроки по темам: «Философия», где роль Сократа предоставлена преподавателю, а учащимся – роль древнегреческих философов, которые ищут истину в споре; «Религия» – собран и систематизирован материал для открытого заседания кружка.
Для внеурочной работы с учащимися разработаны программы факультативов «Право и жизнь», «Религия и культура».
С целью актуализации знаний преподаватель постоянно использует в работе материалы барановичской межрайонной газеты «Наш край» (рубрика «Вы спросили у юриста»), видеоматериалы в форме кино-викторин на тему: «Право и кино».
В творческой копилке преподавателя имеются материалы викторины на тему: «История в иллюстрациях», презентации «Своя игра», «Религии мира», «Суд над фашизмом».
Свою педагогическую деятельность преподаватель будет считать выполненной, если каждый учащийся хотя бы раз в жизни воскликнет подобно Архимеду – «Эврика!» («Я нашёл»).