Педагогический девиз педагога
(мастера производственного обучения):
«Тот, кто не смотрит вперёд, –
оказывается позади».
Д.Герберт, английский поэт
1. Блохин Виктор Владимирович, мастер производственного обучения, работающего по специальностям: «Эксплуатация оборудования и технология деревообрабатывающих производств», «Столярные, паркетные и стекольные работы».
2. Мастер первойквалификационной категории, год присвоения категории – 2004.
3. Тема «Внедрение в образовательный процесс передовых методов педагогов-новаторов».
4. Форма обобщения опыта: «круглый стол» по теме, творческий отчёт на заседании цикловой методической комиссии.
5. Виктор Владимирович Блохин, мастер производственного обучения, на протяжении своей 20-летней педагогической деятельности эффективно работает над проблемой внедрения и использования в образовательном процессе передовых методов педагогов-новаторов.
Любой опыт, особенно педагогический, несет в себе признаки, свойственные конкретному человеку. Проявляется это в индивидуальных чертах личности педагога и его способностях. Поэтому, пропагандируя опыт передовых педагогов-новаторов, нельзя снимать со счетов их личностные особенности. Сила любого творческого человека не в подражании, а нахождении своего подхода к делу.
От уровня знаний педагога, опыта и творческого отношения к работе зависит эффективность формирования у учащихся основ профессионального мастерства. Поэтому при организации образовательного процесса необходимо постоянно обращаться к газетам, журналам, телевидению, Интернету.
Большов значение для формирования у учащихся трудовых навыков имеет направленность учащихся на изготовление сложной продукции по заказам базовых предприятий и других организаций. Такое обучение дает наибольший эффект, если оно тесно связано с развитием технического творчества учащихся, изучением современной техники и технологии производства, производственного опыта передовиков и новаторов производства, прогрессивных инструментов и приспособлений. Следует отметить, что данный вид работы в лицее строителей проводится планово и поэтапно.
На первом этапе мастер производственного обучения планирует проведение с учащимися работы по ознакомлению с передовыми приемами и методами труда передовиков и новаторов производства, особенностями, применяемыми ими инструментами и приспособлений. (Лучше всего, если эти передовые рабочие работают на базовых предприятиях, в цехах и бригадах, где в дальнейшем будут проходить производственную практику учащиеся). Уже на первом этапе надо показать инструменты и приспособления, которыми пользуются передовики и новаторы производства базового предприятия, и подробно рассказать о них.
На следующем этапе целесообразно, считает мастер п/о, проводить встречи учащихся с передовиками и новаторами производства. Перед учащимися могут выступать передовые рабочие базового предприятия, рассказывать о новых методах и приемах работы, демонстрирует высокопроизводительные инструменты, приспособления.
Большое значение в работе по формированию профессионального мастерства имеет вовлечение учащихся в школы рационализаторства, где они вместе с передовыми рабочими базового предприятия знакомятся с рационализаторской работой, принимают участие в разработке документации, изготовлении новых приспособлений, инструментов, усовершенствования оборудования. Целесообразно проводить выставки, изготовленных учащимися инструментов, приспособлений, оборудования.
В качестве основных форм и методов обучения Виктор Владимирович предлагает выделить следующие:
- изучение передового производственного опыта при прохождении учебной программы с упражнениями учащихся в овладении приемами труда, использование инструментов и приспособлений, разработанных новаторами;
- встреча с передовиками производства, заслуженными рационализаторами с демонстрацией ими передовых приемов труда, инструментом, приспособлений в действии;
- организация шефства передовиков и новаторов производства над учебными группами и наставничество над учащимися в период производственной практики;
- установление постоянных контактов с советами новаторов базовых предприятий, проведение совместно с ними конференций, викторин, дней техники, разработка творческих задач для учащихся, вовлечение их в работу технического прогресса;
- постоянная связь с домами техники, использование выставок технического творчества для показа учащимся высокопроизводительных инструментов, технических устройств и других производственных новшеств;
- проведение среди учащихся конкурсов на звание лучшего по профессии, на лучшее изделие, приспособление, рационализаторское предложение; организация выставок лучших изделий, образцов, эталонов, изготовленных победителями конкурсов.
Освоение учащимися передовых методов труда должно занять важное место при разработке и составлении детальной программы производственной практики. В программе следует четко указывать конкретные методы труда передовиков предприятия, которые будут осваивать учащиеся, а также определить организационные формы обучения этим методам.
Для успешного проведения практики ее надо организовать в лучших трудовых коллективах, обязательно прикрепить к каждому практиканту наставника из числа передовых рабочих. Однако, в целом, ведущую роль при этом сохраняется за мастером производственного обучении.
За годы работы в лицее сформировался особый стиль работы мастера, определись наиболее оптимальные формы и методы воспитания и обучения подрастающего поколения на примере передовых методов педагогов-новаторов.