Барановичский государственный колледж строителей" Колледж строителей - Бобко Зинаида Васильевна
Учреждение образования «Барановичский государственный колледж строителей»
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
  • VTEM Image Show
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ - НАШ ВЫБОР! КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТАБИЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ! ПЕРСПЕКТИВЫ ДОСТОЙНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА! УСПЕШНАЯ КАРЬЕРА!

Педагогическое кредо педагога:
«Час работы научит больше,
чем день объяснения»
Жан-Жак Руссо, французский фило-соф,
писатель, мыслитель 18-го века

  1. Бобко Зинаида Васильевна, мастер производственного обучения, работаю-щий по специальности «Отделочные строительные работы». 
  2. Мастер первой квалификационной категории, год присвоения категории – 1991.
  3. Тема «Совершенствование практических умений в процессе урока производственного обучения».
  4. Форма обобщения опыта: «круглый стол» по теме, творческий отчёт на заседании цикловой методической комиссии.

Зинаида Васильевна Бобко, мастер производственного обучения, на протя-жении своей 39-летней педагогической деятельности эффективно работает над проблемой внедрения и использования в образовательном процессе передовых методов педагогов-новаторов.
Любой опыт, особенно педагогический, несёт в себе признаки свойственные конкретному человеку. Проявляется это в индивидуальных чертах личности педагога и его способностях. Поэтому, пропагандируя опыт передовых педагогов-новаторов, нельзя снимать со счетов их личностные особенности. Сила любого творческого человека не в подражании, а в нахождении своего подхода к делу.
От уровня знаний педагога, опыта и творческого отношения к работе зависит эффективность формирования у учащихся основ профессионального мастерства. Поэтому при организации образовательного процесса необходимо постоянно обращаться к газетам, журналам, телевидению и, конечно же, Интернету. Для формирования у учащихся трудовых навыков большое значение имеет направленность учащихся на выполнение работ для совершенствования практических умений в процессе урока производственного обучения. Такое обучение даёт наибольший эффект, если оно тесно связано с развитием технического творчества учащихся, изучением современной техники работы и технологиям в процессе работы, производственного опыта передовиков и новаторов производства, прогрессивных инструментов и приспособлений. Следует отметить, что данную работу в лицее строителей г. Барановичи проводят планово и поэтапно.
На первом этапе мастер производственного обучения планирует проведение с учащимися работы по ознакомлению с передовыми приёмами и методами труда передовиков и новаторов производства, особенностями, применяемыми ими инструментами и приспособлениями. Лучше всего, если эти передовые рабочие работают на базовых предприятиях, в бригадах, где в дальнейшем будут проходить производственную практику учащиеся. Уже на первом этапе надо показать инструменты и приспособления, которыми пользуются передовики и новаторы производства базового предприятия, и подробно рассказать о них.
На следующем этапе целесообразно, считает мастер производственного обучения, проводить встречи учащихся с передовиками и новаторами производства. Перед учащимися могут выступать передовые рабочие базового предприятия, рассказывать о новых методах и приёмах работы, демонстрировать высокопроизводительные инструменты, приспособления.
Большое значение в работе по формированию профессионального мастерства имеет вовлечение учащихся в школы рационализаторства, где они вместе с передовыми рабочими базового предприятия знакомятся с рационализаторской работой, принимают участие в разработке документации, изготовлении новых приспособлений, инструментов, усовершенствования оборудования.
Существенный признак профессиональной деятельности, переносимый на производственное обучение, – внутренняя установка на выполнение действий и достижение их результата, которая вызывает необходимость формирования ценностно-ориентированных знаний, умений и навыков. Учебно-познавательная и предметно-практическая деятельность учащихся в процессе производственного обучения соотносится с реальной профессиональной деятельностью, что повышает роль субъекта обучения, ставит учащегося в центр всего образовательного процесса.
При выборе методов обучения для каждого этапа урока производственного обучения следует руководствоваться рядом требований к ним:

  • способствовать формированию у будущих рабочих профессионального мастерства и профессионально значимых качеств личности будущего квалифицированного рабочего;
  • развивать познавательную активность учащихся, их творческие способ-ности;
  • быть разнообразными, чтобы поддерживать интерес учащихся к учебному процессу и их активность на высоком уровне;
  • обеспечивать успешное усвоение учащимися трудовых приёмов, опера-ций, комплексных работ;
  • способствовать развитию умений самостоятельного труда, навыков самоконтроля и самоанализа;
  • обеспечивать органичную связь практического обучения с теоретиче-ским.

Таким образом, выбор методов обучения полностью зависит от готовности мастера к педагогическому поиску, цель которого – повышение эффективности урока.
Чтобы выбрать наиболее эффективный метод обучения, мастеру необходимо видеть зависимость метода от целей урока, его учебного содержания, задач, решаемых на каждом этапе урока, от уровня подготовленности учащихся, собственных сильных и слабых сторон. Например, для совершенствования практических навыков в процессе урока производственного обучения на этапе самостоятельной практической работы учащихся (текущий инструктаж мастера) основная задача – это освоение умений: отработка навыков. Для достижения цели предлагаются возможные методы обучения – упражнения по отработке трудовых действий, операций, комплексная практическая работа.
При целевом обходе, а именно проверке организации рабочего места и со-блюдения безопасных условий труда, правильности выполнения работы учащимися, индивидуальном (фронтальном) инструктаже при необходимости – предлагаются возможные методы обучения: наблюдение, беседа, фиксирование затруднений и достижений учащихся, разъяснения индивидуальный и фронтальный показ, анализ и оценка учебно-производственной деятельности.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в процессе производственного обучения в ходе текущего инструктажа и практической работе учащихся необходима организация комментирования учащимися своих действий: при анализе технической документации, при анализе графиком чертежей, в ходе тренировочного пробного упражнения, при организации рабочего места, система наводящих подсказывающих вопросов, деятельность ученического ОТК, освоение профессиональных умений на основе модульной технологии.
Совершенствование практических умений в процессе уроков производственного обучения укрепляет профессиональный интерес к избранной профессии. На формирования интереса влияют следующие факторы: важность изготавливаемой продукции (общественная польза), уровень оплаты труда (личная польза), современность оборудования, наличие элементов творчества.
Для успешного проведения практики её надо организовать в лучших трудовых коллективах, обязательно прикрепить к каждому наставника из числа передовых рабочих. Однако, в целом ведущая роль при этом сохраняется за мастером производственного обучения.